Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Госдума приняла в I чтении законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности
17 апреля 2020

Государственной Думой в первом чтении приняты проекты федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», разработанные Минэкономразвития. Соответствующие инициативы разработало Министерство экономического развития России.

«Самое сложное при подготовке законопроектов было найти оптимальный баланс между совершенно полярными точками зрения. Не допустить избыточные административные издержки, с одной стороны, но и эффективно обеспечить безопасность наших граждан» - заявил на пленарном заседании Государственной Думы статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.

Законопроект «О государственном контроле...» должен стать основным правовым актом в реформе контрольно-надзорной деятельности, которая ведется в России с 2014 года.

В действующей системе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предприниматели отмечают ряд недостатков, главными из которых являются:

  • ориентация контрольно-надзорной деятельности на наказание предпринимателей, взыскание административных штрафов, а не поддержание законности в поднадзорной среде;
  • сплошной, тотальный характер контроля, которому подвергается большинство предприятий;
  • применение «палочной» системы, в результате которой деятельность органов контроля оценивается по числу проведенных проверок и примененных штрафов.

Законопроект «О государственном контроле...» нацелен на преодоление указанных недостатков. Предстоит изменить основную цель государственного и муниципального контроля - с выявления нарушений и применение наказания за них - на обеспечение соблюдения обязательных требований.

Особую роль в этом должна сыграть профилактика, которая признается законопроектом в качестве неотъемлемой части государственного контроля (надзора). Органы контроля и их должностные лица должны стать государственными консультантами бизнеса. Все обязательные требования, подлежащие проверке, должны быть собраны органами контроля, отсортированы по видам контроля и размещены в сети «Интернет» для всеобщего доступа. Органы контроля должны постоянно анализировать практику применения обязательных требований, наиболее частые нарушения и при необходимости выступать с инициативами по изменению законодательства и подзаконных правовых актов.

Мостиком между обязательными требованиями и бизнесом станут руководства по соблюдению обязательных требований - официальные разъяснения, издаваемые органами контроля, в том числе по всем вновь принимаемым или изменяемым обязательным требованиям. 

Важнейшим новшеством законопроекта «О государственном контроле...» является возможность предварительных консультаций предпринимателей с органами контроля по вопросам выстраивания предпринимательской деятельности. Прежде чем начать новый проект, перестроить деятельность предприятия, бизнес сможет получить позицию органов контроля по вопросам соответствия планируемых изменений обязательным требованиям.

В рамках механизма «регуляторной гильотины» законопроектом «Об обязательных требованиях...» предполагается отмена с 1 января 2021 года всех ранее принятых актов, проверяемых в рамках контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

Не отмененные до 1 января 2021 года акты не будут проверяться в ходе контрольных мероприятий и не будут использоваться для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Все новые обязательные требования будут проходить процедуру оценки регулирующего воздействия, а уже действующие - процедуру оценки фактического воздействия.

Ключевой предпосылкой к «регуляторной гильотине» во-многом является большое количество устаревших неактуальных норм. Поэтому законопроектом предусмотрен срок действия актов, который не может превышать шести лет. Этот срок может быть продлен по результатам оценки применения акта.

Дата публикации: 17 апреля 2020
Ссылка: https://www.economy.gov.ru/material/news/gosduma_prinyala_v_i_chtenii_zakonoproekty_o_reforme_kontrolno_nadzornoy_deyatelnosti.html
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал:
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения: