Министерство экономического развития Российской Федерации
Министерство экономического развития Российской Федерации
Eng
Выступление Министра экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетникова на «Правительственном часе» в Государственной Думе ФС РФ
27 мая 2020 18:44

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые депутаты!

В своем докладе я остановлюсь, во-первых, на видении текущей ситуации в экономике, которая сложилась в результате распространения коронавируса. Во-вторых – на системе антикризисных мер, которые Правительство реализует в целях поддержки МСП.

Начну с оценки ситуации в мире.

Ситуация в мировой экономике остается крайне неопределенной. Красноречивый показатель этой неопределенности – широкий разброс оценок аналитиков и международных организаций.

Сейчас страны, которые в марте–апреле ввели жесткие карантинные меры, начинают постепенно открывать свои экономики. Однако процесс открытия идет сложно, и рассчитывать на быстрый «отскок» не стоит. Например, экономика Китая после снятия карантина восстановилась до сих пор менее чем на 75 % (от уровня на начало года).

При этом сделка ОПЕК+ помогла стабилизировать ситуацию. Оценка цен на нефть сорта URALS $31,1 по этому году, и $35,4 в 2021 году. При этом сразу скажу, что с учетом нашей макроэкономической политики и накопленных резервов, такой уровень цен на нефть позволяет нам с абсолютной уверенностью говорить о выполнении всех обязательств.

Теперь о ситуации в экономике страны.

Для оперативного мониторинга Министерство с начала апреля ежедневно рассчитывает индикатор экономической активности. Он построен на анализе первичных данных о ситуации в потребительском секторе (ККТ), мы используем данные онлайн контрольно-кассовой техники, о перевозках грузов, потреблении электроэнергии, экспорте и импорте.

Мы видим, что с 12 мая, когда регионы перешли к снятию ограничений, стали появляться первые признаки оживления. На сегодняшний момент мы достигли уровня 79% экономической активности от докризисного.

В то же время надо понимать, что значительный объем экономики находится в «заморозке». Под ограничениями во многом находится сектор непродовольственной розницы, «выключен» общепит и туризм. При этом эпидемиологическая ситуация постепенно улучшается – это означает, что уже сейчас есть возможность поэтапно снимать эти ограничения и регионы этими возможностями пользуются.

Второй показатель, который мы анализируем - уровень закрытости региональных экономик. Это доля работников в секторах экономики, находящихся под ограничениями, к общему количеству экономически активного населения. В конце апреля индекс закрытости в среднем составлял 28%. То есть 28% рабочих мест находились под теми или иными ограничениями.

Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к снижению показателей закрытости. Так, уже на сегодняшний день данный индекс составляет 17,1%.

Необходимо отметить, что процесс открытия будет сопровождаться длительным периодом работы в условиях дополнительных ограничений. Это и ограничения по используемой площади объектов и плотности клиентского потока, и временный запрет на проведение массовых мероприятий, необходимость использования средств индивидуальной защиты.

Исходя из этих предпосылок, наши оценки на этот и 2021 год выглядят следующим образом.

Мы ожидаем снижение экономики в этом году до 5%. Уменьшится потребительский и инвестиционный спрос. В 2021 году пока ожидаем восстановление экономики на 2,8%, но этот прогноз будет скорректирован вверх с учетом мероприятий Общенационального плана восстановления экономики.

Считаем, что влияние эффекта ослабления валютного курса в марте–апреле и его перенос на потребительские цены практически исчерпан. Инфляция остается на низких уровнях (3,1 % г/г в апреле, на 12 мая – также 3,1 % г/г). Поэтому, по нашим оценкам, целевой ориентир в 4% мы не превысим.

Принятые меры по сохранению занятости позволяют ограничить, но не предотвратить высвобождение работников. На текущий год мы закладываем умеренный рост безработицы, в среднем 5,7%. Мы прогнозируем сближение регистрируемой безработицы и той, которая определяется по методикам Международной организации труда. В связи с увеличением выплат по безработице люди стали интенсивно регистрироваться на бирже труда. Это естественный и правильный процесс.

При этом снижение реальных располагаемых доходов будет ограничено благодаря активной социальной политике (до -3,8 % в 2020 г.). Во втором квартале мы ожидаем снижение реальных располагаемых доходов населения на 6%. Если бы не меры дополнительной социальной поддержки, это сокращение могло бы быть существенно выше. В следующем году мы ожидаем восстановление и доходов, и заработных плат примерно на 3% в реальном выражении.

В этих условиях антикризисная политика Правительства, реализуемая в рамках поручений Президента страны, охватывает несколько этапов.

Первый. Меры Правительства в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих платежей бизнеса, для высвобождения средств на зарплату сотрудникам.  Дополнительно были выделены средства на поддержание доходов людей, временно оставшихся без работы.

Следующим этапом Правительство ввело прямую финансовую поддержку компаний, запустили программы кредитования, увязанные с сохранением рабочих мест, списанием налогов и расширением прямой поддержки населения, в особенности семей с детьми.

Общая «стоимость» мер поддержки в рамках антикризисных пакетов составила почти 3,3 трлн рублей.

Значительная часть пакета мер рассчитана на компании, которые работают в особо пострадавших отраслях, прежде всего субъекты малого и среднего предпринимательства. В перечень вошло 42 сферы, на сегодняшний день в них занято более шести миллионов человек, из них три миллиона триста тысяч – в компаниях малого и среднего бизнеса.

Одна из первых мер, принятых Правительством для оказания поддержки бизнесу - это предоставление отсрочек по налогам. Реализовано поручение Президента о переносе сроков уплаты налогов и взносов в социальные фонды более чем для 1,6 миллиона организаций и индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях. Общий объём перенесённых налогов и страховых взносов составил около 90 миллиардов рублей. В дальнейшем по этим суммам будет предоставлена рассрочка по выплате сроком на год.

Кроме того, такие субъекты малого и среднего бизнеса будут освобождены от платежей по налогам (за исключением НДС) и страховым взносам за 2 квартал 2020 года на такую же сумму.

Для тех компаний (не МСП в пострадавших отраслях, системообразующих, торговых центров, которые дали отсрочку по аренде «малышам»), которым отсрочка не была предоставлена автоматически, есть возможность получить ее в заявительном порядке. Единственным условием является снижение доходов на 10 процентов или более. Мы оцениваем, что с мая по август воспользоваться такой отсрочкой смогут ещё более 50 тысяч предприятий.

И конечно, ключевая мера, которая окажет поддержку бизнесу в долгосрочной перспективе – это решение о снижении страховых взносов для всех субъектов МСП с 30% до 15%.

Далее. Важной статьей затрат для малого и среднего бизнеса являются арендные платежи.

Бизнес часто ставил вопрос, что договора аренды в нынешних условиях оказались кабАльными. И несмотря на то, что в большинстве случаев арендодатели идут на встречу и готовы предоставлять отсрочки по аренде, ситуаций, когда арендодатели, что называется, «выпивали последние соки», хватало, чтобы бизнес оказался разорен. И поправки, которые были выработаны на площадке Государственной думы на прошлой неделе, позволят усилить переговорную позицию малого и среднего бизнеса в этой ситуации. Эта мера спасен не одну тысячу предприятий МСП.

В дополнение к этому по федеральному, региональному и муниципальному имуществу – в настоящее время отсрочки и освобождения по аренде предоставлены субъектам МСП по более чем 34 тысячам объектов. 

Уважаемые депутаты, в соответствии с принятым Вами законом банки предоставляют кредитные каникулы организациям и гражданам, которые столкнулись с падением доходов более чем на 30 процентов. Банками уже перенесено около 93,6 млрд рублей кредитов малого и среднего бизнеса, и 52,3 млрд рублей – для физических лиц и ИП. Итого почти 150 млрд. рублей.

2/3 – задолженность организаций

С мая заработала новая программа прямой финансовой поддержки бизнеса для сохранения занятости – гранты бизнесу на заработную плату. 

Они будут предоставляться в мае и в июне, исходя из размера одного МРОТ на каждое рабочее место на предприятии. Впервые государство применило такой инструмент. Главное требование к предприятиям – сохранение не менее 90% рабочих мест.

По информации ФНС России, на сегодняшний день выдано более 600 тысяч грантов на сумму почти 32 млрд рублей. Это значит, число поддержанных рабочих мест превысило 2,6 млн.

16 мая Правительство утвердило порядок реализации новой кредитной программы, направленной на поддержку занятости. Она доступна как компаниям из пострадавших отраслей, так и производственным компаниям, которые ориентированы на потребительский рынок и социально ориентированным НКО.

Все они смогут получить кредит под два процента. Всё, что сверх этого, будет субсидировано из федерального бюджета. Этот кредит предприятие может направить на возобновление деятельности, в том числе рефинансирование ранее взятых кредитов. В первую очередь мы рассчитываем, что компании постараются поддержать занятость и выплатить заработную плату. При этом главная особенность этой программы – это списание кредита. В том случае если к 1 марта следующего года предприятие сохранит не менее 90% раб. мест, которые были на 1 июня. Программа является продолжением прямой финансовой поддержки предприятий.

Потенциально эта программа охватит компании с общей численностью занятых семь миллионов человек, и мы рассчитываем, что как минимум половина воспользуются указанной мерой.

У нас продолжает работать и действующая программа кредитов – ФОТ под ноль. (Когда предприятия могут взять кредит в целях оплаты труда под 0%. Он субсидируется из федерального бюджета). Ликвидность по сниженным ставкам предоставляет центробанк На сегодняшний момент банками одобрено более 23 тысячи кредитов на сумму 58миллиардов рублей, и тем самым поддержано 800тысяч рабочих мест в пострадавших отраслях.

Мы также адаптировали большинство мероприятий нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» к текущим условиям. Так в действующей программе субсидирования по кредитам упрощены требования к заемщикам, предоставляются отсрочки по платежам, а также расширены возможности для рефинансирования ранее взятых кредитов и расширен потенциальный круг участников этих программ

Кроме того, на этой неделе до микрофинансовых организаций были доведены дополнительные средства – 12 млрд рублей. Потенциал этой меры поддержки составляет не менее 10 тыс. предпринимателей в год, у которых работает около 150 тыс. человек.

Кроме того, введены льготные продукты в региональных гарантийных организациях – поручительства (гарантии) по сниженной ставке вознаграждения.

Уважаемые коллеги! Помимо мер поддержки финансового характера в условиях жестких ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, было крайне важно снизить для бизнеса административные издержки.

Поддержанный вами в конце марта первый пакет решений по снижению административной нагрузки, стал беспрецедентным как по скорости принятия, так и по масштабу. В том числе и в сравнении с регуляторными изменениями в других странах. Второй пакет этих мер был также одобрен вами на прошлой неделе.

Инициативы Правительства преследовали две цели. С одной стороны, максимально сократить все непроизводительные издержки бизнеса на период коронавируса и минимизировать контакты между людьми.

На это направлено три группы решений. Первое - это мораторий на проведение практически всех проверок предпринимателей. Только в апреле-мае это освободило бизнес от 150 тыс. проверочных мероприятий. Наш мониторинг показывает, что в апреле 2020 года, если сравнить с апрелем 2019го, количество проверок снизилось в 15 раз.

Благодаря вашей поддержке мораторий был впервые распространен и на средние компании, и некоммерческие организации. Проведенный нами опрос в режиме «тайный покупатель» показывает, что 3/4 компаний подтвердили отмену или приостановку проверок.

Проверки, которые будет необходимо проводить, переходят в формат дистанционных. Мы надеемся, что это решение станет нормой для проверок и после стабилизации эпидемиологической обстановки. 

Второе – это реализация принципа «лицензия автоматом». Также благодаря принятым решениям сроки действия более 70 видов различных разрешительных документов были автоматически продлены.

Третье направление в регуляторике – сдвижка «вправо» сроков вступления в силу новых актов.

Также, благодаря оперативному рассмотрению 17 апреля в первом чтении Государственной Думой двух законопроектов – «об обязательных требованиях» и о «государственном и муниципальном контроле», мы заложили базу для перехода контрольно-надзорной системы на риск-ориентированный подход, используя принципы приоритета профилактической работы. Кроме того, принятие закона об обязательных требованиях является необходимой вехой в реализации механизма «регуляторной гильотины», от которой мы ожидаем существенного улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата.

Эти мероприятия включены в наши предложения в национальный план восстановления экономики. Наряду с ними мы предлагаем максимально продлить действие принятых решений по мораторию и ограничениям на проверки, а также по продлению принципа «лицензии автоматом» на 2021 год.

Уважаемые коллеги! За истекшие два месяца вами принято 20 законопроектов, непосредственно связанных с преодолением последствий коронавируса. Это беспрецедентный темп принятия решений.

Однако оценка эффективности принятых мер напрямую связана с качеством применения их на местах. Поэтому министерство проводит мониторинг того, как работают предложенные меры, доступны ли они гражданам и бизнесу, предлагают ли их банки, дают ли они необходимый эффект.

Каким образом организована эта работа. В отдельных случаях мы действовали методом «тайного покупателя». Собирали «обратную связь» через региональные центры «Мой бизнес», активно ведем работу в социальных сетях, где бизнес обсуждает между собой возникающие. Задействуем корпорацию МСП, еженедельно проводим встречи с регионами, ведущими бизнес-объединениями. Анализируем данные государственных учетных систем в режиме онлайн – ФНС, Единого реестра проверок Генеральной прокуратуры, Росстата, портала госуслуг.

Что показал мониторинг? Самый популярный вопрос, который мы в том числе обсуждали с вами на встречах с фракциями – это ОКВЭДы.  Кроме того, было много вопросов по порядку получения налоговых отсрочек. Коллеги из Федеральной налоговой службы оперативно развернули «горячую линию» для консультации бизнеса. По программе кредитов «ФОТ под 0%» приходится порой прилагать значительные усилия, чтобы привлекать банки к работе по льготным программам. Для банков эта программа не всегда выгодна как льготная программа. Здесь (административно в том числе) просим их очень внимательно к этому отнестись. Последнее время «подвижки» очевидны.

Благодаря качественной обратной связи, плотной работе с депутатским корпусом, мы оперативно отреагировали на запросы бизнеса:

  • внесли изменения в перечень наиболее пострадавших отраслей, дополнительно распространяя меры поддержки на предприятия непродовольственной торговли, стоматологии, кинотеатры, музеи и зоопарки. Это позволило дополнительно расширить меры поддержки на 1,4 млн. работников МСП. Также меры поддержки были расширены и на социально-ориентированные НКО.
  • для кредитных программ МСП добились возможности использования не только основного, но и дополнительных ОКВЭДов. Это существенно расширило перечень участников этих программ
  • также предложили предоставить до 1 июля 2020 года возможность уточнить код основного вида деятельности внутри соответствующего класса. Благодаря этому потенциально еще 200 тысяч компаний смогут получить поддержку.

Благодаря принятым изменениям в 209 ФЗ и Бюджетный кодекс сняли ограничения на оказание поддержки для сферы общепита, мелкой розницы, для компаний, которые торгуют подакцизными товарами. В настоящее время для них это было важно, и бизнес обращался и к нам, и к вам с этим вопросом.

Уважаемые коллеги, в своем докладе я перечислил основные меры поддержки бизнеса, которые уже реализуются Правительством, и оперативные результаты по ним. Вместе с тем, нам надо смотреть в будущее. Сегодня приоритетный вопрос для предпринимателей и компаний –скорейшее восстановление экономической деятельности.

Именно в кризис возникают новые возможности. За эти три-четыре месяца вся страна, все сферы пройдут путь, который в других условиях у нас бы занял годы. Я говорю в первую очередь про трансформацию взаимодействия государства и бизнеса, государства и граждан, бизнеса и граждан. И для этого сейчас крайне необходимо, чтобы нормативная база была приведена в соответствие с этими новым возможностям, помогала их внедрению. В этом вижу одну из важнейших задач совместной работы министерства с парламентом.

Нам предстоит ликвидировать еще очень много старых норм. Это и отказ от требований ведения документов в бумажном виде. Очевидно, что необходимо внести изменения в трудовое законодательство, ведь так называемая «удаленка» изменит многие процессы. Например, в сфере развития агломераций. Очень многие почувствовали вкус удаленной работы, и теперь не готовы тратить время на то, чтобы добираться на место работы и обратно. 

Изменится и торговля – ее существенная часть уже сейчас перешла в онлайн формат. Многим торговым центрам предстоит переосмыслить свое место. В том числе изменится рынок офисной недвижимости.

Предпосылки ко всему этому уже были - кризис ускорил процессы.

Для этого в Правительство внесен проект Общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики.

Существенный пакет мер в нем касается малого и среднего бизнеса, ведь это одна из точек роста в новой экономике, это капитал, который создан с большим трудом, это более  15млн рабочих мест. Поэтому наши меры поддержки, институты развития, как Корпорация МСП, Российский экспортный центр, Российская венчурная компания, должны своевременно и адекватно реагировать на те потребности и возможности, которые транслируют МСП.

Я очень рассчитываю в этом на нашу совместную работу. Министерство абсолютно открыто отвечать (и отвечает) на самые разные вопросы. Спасибо за диалог, который уже состоялся и который еще состоится

Спасибо за внимание.

► О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (PDF)

Дата публикации: 27 мая 2020
Ссылка: https://www.economy.gov.ru/material/news/ekonomika_bez_virusa/vystuplenie_ministra_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_mg_reshetnikova_na_pravitelstvennom_chase_v_gosudarstvennoy_dume_fs_rf.html
Подписаться на рассылку
Вид шрифта:
Межбуквенный интервал:
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения: