Министерство экономического развития Российской Федерации
 
   

ФЦП, ФАИП и ВЦП

Федеральные целевые программы (ФЦП)

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Минэкономразвития России проделана значительная работа по реформированию института федеральных целевых программ. Это позволило выделить круг проблем, решаемых посредством реализации программ, исключить возможность решения с их помощью на федеральном уровне задач локального и отраслевого характера, придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.

В последние годы удалось:
  • структурировать приоритеты государственных капитальных расходов, реализуемых в рамках федеральных целевых программ;
  • повысить адресность, прозрачность федеральных целевых программ, улучшить процесс отбора и реализации инвестиционных проектов в рамках программ;
  • усилить координацию работы федеральных органов исполнительной власти при реализации федеральных целевых программ;
  • улучшить отчетность о произведенных расходах;
  • усовершенствовать процедуры оценки достижения целей, поставленных в рамках федеральных целевых программ.
Совокупность мероприятий федеральных целевых программ, реализуемых в 2009 году, направлена на решение приоритетных задач государственной политики по направлениям «Закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных областях (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов)», «Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития», «Развитие человеческого потенциала», «Переход к новой модели пространственного развития экономики», установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), а также Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (с учетом изменений) общий объем финансирования 51 федеральной целевой программы, реализуемой в 2009 году, составляет 840,76 млрд. рублей, в том числе затраты на капитальные вложения – 488,32 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 370,12 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы, в размере 118,20 млрд. рублей), на НИОКР – 97,76 млрд. рублей, затраты по направлению «прочие нужды» - 254,68 млрд. рублей.

Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников предусмотрено в текущем году по 42 федеральным целевым программам. Установленные постановлениями Правительства Российской Федерации при утверждении и корректировке программ параметры привлечения софинансирования по указанным программам составляют в текущем году 1 232,96 млрд. рублей (357,95 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 875,01 млрд. рублей за счет внебюджетных источников).

В 2009 году в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.



Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП)

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее – ФАИП) является составным инструментом системы государственного стратегического управления, позволяющая комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах», Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Для обеспечения рационального и эффективного управления инвестиционными расходами бюджета, ориентации их на достижение конечных результатов, федеральная адресная инвестиционная программа формируется на следующей основе:
  • обеспечения преемственности федеральных инвестиционных обязательств;
  • поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализация которых способна внести значимый вклад в достижение поставленных целей, влияющих на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом;
  • отказа от реализации задач, не носящих первоочередной характер; обеспечения финансирования в полном объеме строек и объектов,
  • предусмотренных к вводу, в целях недопущения удорожания строительства;
  • персональной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета за целевое и рациональное использование государственных инвестиций;
  • создания комплексной системы государственных контрактов, включающей анализ соответствия показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета.
Усилия Министерства в данной области также направлены на разработку, усовершенствование и внедрение формализованных методик оценок эффективности реализации инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ФАИП, а также переход на проектные принципы осуществления бюджетных инвестиций.



Целевые программы ведомств (ВЦП)

В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах Правительством Российской Федерации утверждено Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.

В рамках Положения установлены правовые основания и механизмы применения программно-целевого метода бюджетного планирования в виде ведомственных целевых программ.

Применение механизмов ведомственных целевых программ в планировании деятельности федеральных органов государственной власти ориентировано на внедрение состязательных процедур при распределении части бюджета принимаемых обязательств по результатам оценки целевых программ ведомств. Согласно Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах именно ведомственные целевые программы рассматриваются в качестве основного механизма применения программно-целевого метода в отношении расходов, планируемых в настоящее время по сметному принципу.
 
Ответственные департаменты
    
Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3
+7 (495) 650 87 48
+7 (499) 251 36 19


  Информационные материалы Документы  
26.03.2014 г. Информация для федеральных органов исполнительной власти о представлении отчетности по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе за I квартал 2014 года
28.02.2014 г. Методические рекомендации по подготовке предложений по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2015-2017 годы в части расходов инвестиционного характера
21.02.2014 г. С 17 по 20 февраля 2014 г. Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений проведены с ответственными исполнителями главных распорядителей средств федерального бюджета ежегодные обучающие семинары по работе с «Комплексной системой информационного обеспечения формирования и реализации инвестиционных расходов»
31.01.2014 г. 30 января 2014 года в Минэкономразвития России состоялось ежегодное совещание по вопросам подготовки доклада в Правительство РФ о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в 2013 году, вопросы их реализации в 2014 году, а также формирование расходов инвестиционного характера на 2015-2017 годы.
15.01.2014 г. Министр экономического развития Российской Федерации Улюкаев А.В. 9 января 2014 г. утвердил федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
27.12.2013 г. О представлении отчетности о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2013 год
04.12.2013 г. Ведомственная целевая программа «Сельский участковый»
25.10.2013 г. Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации, направленные главам исполнительной власти приморских субъектов Российской Федерации
11.10.2013 г. Методические рекомендации по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации
23.09.2013 г. О представлении отчетности по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе за 9 месяцев 2013 года
Найдено документов: не менее 224.
   
ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ И АГЕНТСТВА
РОСИМУЩЕСТВО
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
РОСРЕЗЕРВ
Федеральное агентство по государственным резервам
РОСПАТЕНТ
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
РОСРЕЕСТР
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
РОСАККРЕДИТАЦИЯ
Федеральная служба по аккредитации